Областная педагогическая площадка по направлению
«Инновационные проекты, программы в сфере воспитания, социализации и неформального
образования» по теме «ОРКСЭ и ОДНКНР в целостном образовательном пространстве духовно-нравственного развития и воспитания школьников»
“Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях
или заимствованных у другого народа”
К. Д. Ушинский
КВЕСТ «Русские народные традиции»
Целью Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является гармоничное духовное развитие личности лицеиста и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Следуя этой цели и изыскивая новые формы работы, мы решили провести своеобразный квест, связанный с культурой русского народа.
Есть много вариантов, как учиться творчески. Погружение в мир родной культуры – наиболее действенный метод обучения. Пять весенних учебных дней лицеисты вспоминали и изучали русские народные сказки, пословицы и поговорки, предметы быта, национальный костюм, характерные особенности народного орнамента, особенности строительства русской избы и многое другое.
Каждый тематический день был нацелен не столько на проверку знаний, сколько на развитие интереса к изучению родной истории и культуры, раскрытие творческих способностей лицеистов.
Все мероприятия недели запланированы заранее с учётом возрастных особенностей детей. Формы проведения мероприятий различны, включают разные виды деятельности.
Задания на каждый день выдавались в классы в специальных конвертах, в этих же конвертах выполненные задания возвращались в конце учебного дня. Вхождение в квест начиналось через разминку, которая вводила в тему и задавала темп всех пяти дней.
Понедельник «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Задания первого дня связано с русскими народными сказками. Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Русские народные сказки - это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.
Вторник «Дело мастера боится». В этот день речь идет о предметах крестьянского быта, которые использовали наши предки. Начальным классам дается по пять заготовок из бумаги: ковш, разделочная доска, самовар, матрешка, поднос. Необходимо расписать их в традиционных русских народных промыслах. Ребята старших классов должны не только узнать и назвать предмет, но и ответить для какой работы он использовался. Предметы быта пропитаны русским духом и передают образ непростой крестьянской жизни на Руси.
Среда «Особенности русского быта». Название говорит само за себя. В заданиях этого дня необходимо было объяснить давно забытые понятия из обрядов, национальной кухни, обычаев русского народа. Особое внимание уделяется семейному укладу, уважению и почитанию старших, выполнению обязанностей по дому, умениям, которыми обладали дети. Информация такого плана невольно подводит к сравнению себя (ребенка 21 века) и своих ровесников (17-19 веков) и дает однозначный ответ: ответственности, самостоятельности и навыков у наших пращуров было гораздо больше. 1-5 классы выполняли творческое задание: дорисовать недостающую часть орнамента.
Четверг «Русские праздники и обычаи». Часть из них отражается в пословицах и поговорках. Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми педагогических целях, воспитательной работе, справедливо считали пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. 1-5 классы получали начало пословицы и завершали ее. 6-11 классы получали задание сложнее. Нужно отгадать слово, о котором говориться в пословице или поговорке.
Пятница «Русская деревня». Коллективное панно из бумаги.
Жилище человека - неотъемлемая часть его жизни. Для русского человека дом – воплощение спокойствия, постоянства, стабильности. К дому относились как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – «человеческие» названия частей избы:
Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.
Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,
Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.
Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.
Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.
Пята, стопа – так называлась часть дверей.
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб (а «клеть» — это неотапливаемый сруб жилого дома).
В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба несла в себе индивидуальность и отражала внутренний мир людей в ней проживающих.
Схема оформления русской деревянной избы давалась как образец. Из картона, цветной бумаги и т.п. необходимо было сделать аппликацию русской избы. Подписать элементы, которые в ней использованы (например: конек, полотенце, наличники…)
При выполнении этого, заключительного задания квеста, участники проявляют творческие навыки и фантазию.
По результатам каждого дня заполнялась итоговая таблица, каждый класс видел свой результат и старался его улучшить с выполнением каждого нового задания.
Во время проведения квеста на переменах звучала русская народная музыка, были оформлены выставки рисунков. По итогам каждый класс получил призы.
Наше путешествие в мир русской культуры получилось необычным. С наступлением нового учебного дня классные коллективы ждали задания, определялись активные ребята, кто ответственно относился к работе и делал ее с особым удовольствием.
Молодому поколению необходимо приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда - то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам знать обычаи, которыми руководствовались наши далекие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.
Е.В. Филиппова, Е.Н. Чертовских
|