Учитель – это профессия с отсроченным результатом. Время приносит те бесценные подарки, о которых можно только мечтать – взрослых учеников, которые несут в себе величие природы человека. Важно, чтобы эти встречи учителя и ученика, определяющие далёкие смыслы, состоялись. У директора особая миссия – незримо назначить место этих встреч.
Понедельник. Встреча на высоте
Наталья Алексеевна Шурыгина поднимала сегодня своих четвероклассников до космических высот. И я вместе с ними была в точке удивления. Великий русский изобретатель Константин Эдуардович Циолковский силой инженерной мысли оказался в космосе. В этом разговоре о важном очень дорога высота, которую человек задаёт своими целями. Остаётся догадываться, думал ли Циолковский, что своими изобретениями проложил дорогу в космос? Важен итог: невероятные мысли стали культурным орудием всего человечества. А я рассказала ребятам о том, что у нас есть своя космическая история. Отряд из восемнадцати мальчишек-лицеистов мы оправляли в образовательную экспедицию в Саяны. Там, на астрономической станции Бадары они прикоснулись к научному проекту «Радиоастрон». Огромный квазар-радар принимал на их глазах сигналы из глубокого космоса. Двое парней из той команды побывали в международной космической школе на Байконуре и наблюдали за пуском космических кораблей. Невероятная энергия этого зрелища стала ключом на старт к будущей профессии. Теперь среди выпускников у нас есть проектировщик ракетных двигателей.
Вторник. Встреча на земле
- А какой агробизнес можно придумать прямо в офисе? – задаю вопрос Ане Тимошенко, Лизе Моисейчик и Дарине Черноусовой, нашим старшеклассницам.
- Придумали идею выращивания зелени по модели сити-фермерства на гидропоне. Работали в корпоративных командах с растениеводами, животноводами и экологами. Научились составлять бизнес-план и рассчитывать его эффективность, экономно использовать ресурсы.
Серьёзный подход. Уже второй год ребята обучаются в «Персее», в центре для одарённых детей, в смене «Рачительный хозяин». Ждут эту бесценную встречу с особым настроением уже продвинутых проектировщиков. Посудите сами, кто был партнёрами их обучения: «Янта», «Россельхозбанк», Байкальский государственный университет. Озвученная прибыль от разработанного проекта мне показалась сказочной, а удовольствие, с которым они вспоминали дни проживания в компетенции «рачительного хозяина» настоящими. Тем более в защите проектов стали первыми. На земле тоже важно быть первыми.
Среда. Встреча с будущим
Придётся поверить, что такое возможно. Сила проектной мысли, идеи и замысла – это всегда будущее. На стратегическую проектную сессию пришли сегодня родители. Современные задачи образования, ритмы жизни и личный запрос встретили в точке образовательных смыслов наших взрослых проектировщиков – родителей. Здесь главное - сложное сделать простым.
- Все справились с засолкой огурцов? Когда они в сезон наступают как враги, главное иметь хороший рецепт. Наша лицейская образовательная среда – тот самый рассол, который просаливает всех. Каким он должен быть, мы и подумаем.
Лицей год назад приступил к разработке стержневого стратегического проекта, ориентированного на создание личностно-развивающей образовательной среды «Открытый эфир». В замерах текущего состояния среды тогда участвовали все: старшеклассники, учителя, администрация, родители. Выяснили, что нужно развивать такие характеристики среды как осознаваемость, согласованность, эмоциональность. Вот такой серьёзный подход к рецепту. Сегодня снова анализируем, ищем проблемы, ставим цели, планируем. Получается это шумно, энергично, азартно. Одна из групп даже удалилась в исследуемое образовательное пространство. Проблем найдено много, но найдены и необычные ресурсы. Идеи – самый ценный ресурс. В рефлексивной части сессии, на «выдохе» прозвучало главное слово – ВМЕСТЕ. И как отклик всеобщего родительского сердца слова Оксаны Верещагиной: «Яркое событие сегодняшнего дня! Мы все были счастливы, то есть сопричастны в нашем лицейском братстве. Получили заряд положительной энергии и очередной витамин признательности и уважения коллективу лицея». Отличная встреча!
Четверг. Встреча-выбор
Не могу забыть эту встречу, как пример огромной жизненной силы - встречу с Президентом России. Тогда, на профориентационном форуме «Проектория» в Ярославле, он вывел для участников свою формулу ответственности за выбор: «Когда приходит время главного выбора, ты должен быть готов».
На встречу с директором пришли кандидаты на должность Президента лицейского ученического самоуправления Штаба реализации проектов Владислав Севостьянов и Анастасия Ващенко. К чему готовы, стоя перед ответственным выбором, современные герои? Оказывается, готовы ко многому: набирать и обучать актив, осваивать медиапространство, продолжать традиции наставничества и вожатства, разрабатывать интеллектуальные и творческие мероприятия, проводить уроки финансовой грамотности, создавать особую атмосферу пространства. Желаю вам, кандидаты, готовности действовать и осознавать ценность этих действий. Это ваш выбор. И мы его уважаем.
Пятница. Встреча – случайный разговор
- А у меня новые ботинки, - говорит второклассница Аня Барахоева.
Достаёт их из сумки, ласково рассматривая. Нравятся. В спортивном стиле, белые, с двумя петлями на задниках. Как дорожим всем, пока новое! Дорожить. Очень важно дорожить не только новым, но и тем, что незаметно стареет, но не теряет ценности. Не забудь, Аня, про петельки, не потеряй дорогое.
- И ты хочешь сказать, что я буду учиться здесь цеееееелых одиннадцать лет?
Да, маленькая девочка, в клетчатом сарафане, в детстве деревья всегда бывают большими. Быстро отшумит твой школьный лес времени. Спроси у Анжелики Поляковской. Она это точно знает.
- Димка снял майку, значит, проиграли.
Футбол – игра командная. Здесь все роли игроков важны. Какие цели ставишь, как чувствуешь партнёра, готов ли дать пас. Поражение – это тоже победа, если снова надеваешь майку.
P.S
Ну что, директор, где он, твой отсроченный результат? Где следующая назначенная встреча?
|